Разделы

Чечетка - танец, который слышен (Tap dance)

Новости



Реклама

 
 
анонсы
 

В энциклопедическом словаре сказано: "Чечетка - эстрадный, преимущественно мужской танец (отбивание ритма стопой)".

Тэп-денс в Украине, как и в России, называют чечеткой или степом, как в Германии, в Америке называют тапом, в Ирландии жигой, во Франции клокетом, в Испании сапатео.

Где родилась чечетка? Это темное дело… Утесов говорил, что чечетка, как и джаз, родилась в Одессе на Малой Арнаутской, а не в Америке… Отбивали чечетку тогда везде. На улице, в подворотне на листе железа, чтобы лучше было слышно. На сцене конферансье и куплетисты, и, конечно, чечеточники в джаз-оркестрах Александра Цфасмана, Леонида Утесова. Все куплетисты заканчивали свое выступление чечеткой, и знаменитым "Лам-ца, дри-ца, ум-ца-ца!" Это было модно. В спектакли оперетты вставляли чечеточные номера. Тогда этот танец назывался чечеткой. Конечно, негры - виртуозы, но они много взяли у русских. Многое зависит от стиля. Одно и тоже движение можно делать и по-русски, и по-американски…"

Натоящую мировую славу степу принесли братья Николас благодаря своему участию в кинофильме «Серенада солнечной долины». Их удивительное искусство доказало, что чем профессиональнее степист, тем ощутимее, выразительнее та музыка, под которую он танцует.

Существует несколько легенд возникновения этого танца. По одной из легенд древнеегипетские жрецы, произнося заклинания и общаясь с богом Ра, становились на большие барабаны, и отбивала ритм ногами, тем самым, приводя себя и народ в экстаз. Можно вспомнить, что и языческие шаманы свои заклинания, сопровождают ритмическими прыжками и ударами в бубен. Индийские танцовщицы надевают на ноги браслеты из колокольчиков, которые с каждым движением создают ритмичные и мелодичные звуки и таким образом привносят дополнительную окраску их выступлению. Для народов африканского континента, которым присуще чувство ритма, игра на барабане не только "музицирование", но и средство связи и общения между собой на достаточно значительном расстоянии. С помощью ритмических рисунков и их структуры они передавали друг другу информацию и необходимые сообщения задолго до телеграфа и современных средств мобильной связи.

Ann Miller

С давних пор английские и ирландские крестьяне носили деревянные туфли. Что бы согреться или развлечься они танцевали жигу. Жига, Jig. Британский народный танец кельтского происхождения. Исполняется в быстром темпе с акцентированием сильных и слабых долей. Особенностью танца являлось то, что двигались только ноги. Удары делались носками и пятками ступней ног, верхняя же часть корпуса оставалась неподвижной. Переплясы и танцевальные соревнования устраивались на деревянных тротуарах и настилах на большее количество звуковых и ритмических ударов. Победители могли войти в народную танцевальную группу, которая называлась "Ланкашир - клог".
Чарли Чаплин в своей книге "Моя биография" вспоминает, как в девятилетнем возрасте выступал в детском ансамбле клогденса "Восемь ланкаширских парней". И, хотя сам он утверждает, что не испытывал особого восторга от сознания того, что является одним из восьми участников ансамбля, существует свидетельство, что он весьма виртуозно исполнял жигу. Подобных групп, и детских и взрослых, было на Британских островах множество.

Bill "Bojangles" Robinson.

Можно говорить о двух основных корнях тэп- денса. Африканском и Европейском. Они встретились и смешались друг с другом на Американском континенте. В те далекие времена от берегов Европы, Англии и Ирландии отчаливали суда с отчаянными и отчаявшимися, смельчаками и фантазерами, которые мечтали обрести в Новом Свете новую, счастливую жизнь. Одновременно с этими кораблями к берегам Америки приставали корабли из Африки, которые везли особый груз - рабов. Во время плавания на корабле, когда их выводили на палубу проветриться и размяться, они, лишенные возможности играть на барабанах, пристукивали и шаркали ногами об пол, отбивали ритм, ударяя, ладонями и пели свои песни, в которых африканцы всегда умели выразить не только радость жизни, но и ее трагизм. И, конечно же, прямо на палубе устраивались переплясы на лучшее "чечеточное коленце" между белыми матросами и темнокожими "пассажирами".

Bill "Bojangles" Robinson and Shirley Temple

Матросы, чтобы усилить звук чечетки прибивали к подошвам ботинок мелкие английские монеты - пенни. Это было первое изобретение и усовершенствование тэп-туфель. Русские плясуны подбивали носки и пятки сапог небольшими металлическими скобами, не только для того чтобы дольше носились, но и чтобы они громче стучали, когда они отбивали в танце дроби. Уже в двадцатом столетии "уличные" танцовщики, чтобы их было лучше слышно, крепили на подметках ботинок пивные пробки. Сейчас, в результате всех этих приспособлений, существует две системы набоек. Одинарные или акустические, когда звук, сила удара и сложность ритма зависят только от мастерства и техники танцовщика. Двойные или стереофонические, когда двойные пластины на набойках помогают исполнителю издать больше звуков.

Позднее тэп от "уличного" танца переходит на сцену и включается в менестрельные шоу того времени. Это были своеобразные музыкальные программы кабаре в исполнении белых и черных актеров.

Eleanor Powell

Менестрельные шоу прожили удивительно долгий период. Только в начале двадцатых годов двадцатого века они уступили место американским водевилям - адаптации английского мюзик - холла. В этот период обозначились два направления в технике тэп-денса. Одно "бэк и винг", исполняемое на большой скорости, со скользящими движениями и перемещением.

Ruby Keller and Lee Dixon.

С середины тридцатых, когда в кино дебютировал выдающийся актер и танцовщик Фред Астер, история тэп-денса во многом определилась его творчеством.

Легенда чечетки - Fred Astaire

Фред Астер сделал тэп образом жизни, формой мышления, эталоном стиля и элегантности: великолепный мужчина во фраке, с цилиндром и тростью в руке - таким его запомнил мир. Он использовал элементы из классического и бального танцев. Танцевальный дуэт Фреда Астера и Джинджер Роджерс поднял тэп-денс на классическую высоту.

Легендарные Fred Astaire и Ginger Rogers.

Другим известным танцовщиком, хореографом, актером и режиссером был Джин Келли. В начале пятидесятых годов пршлого столетия выходит фильм с Джином Келли в главной роли "Пение под дождем". Пожалуй, это один из лучших фильмов сделанных в жанре мюзикла. Джин Келли не выглядел столь утонченным денди, как Фред Астер, у него была крепкая фигура, сильные руки, но весь его атлетический облик был преисполнен изящества, его энергичный танец пробуждал сильные, здоровые чувства, ощущение радости жизни.

Ещё один легендарный чечеточник - Gene Kelly.

Тридцатые - сороковые годы двадцатого столетия являются золотым веком тэп-денса. Эра свинга в джазе, большие оркестры (Бенни Гудмэна, Каунта Бейси и Дюка Эллингтона в Америке, Эдди Рознера, Олега Лундстрема и Леонида Утесова в Советской России) приход звука в кино и появление киномюзиклов - определили успех этого танцевального жанра. Многие джазовые барабанщики свинга и бибопа начинали свою карьеру, как тэп-денсеры, среди них изобретатель "свинг хай-хэт бита" Джо Джонс, а также Бадди Рич и Стив Гэдд. Благодаря звуковому кино тэп попадает в Европу и в течение короткого времени становится таким же популярным, как и в Америке.

An American in Paris with Leslie Caron.

В Россию эту заморскую диковинку завезли на белом пароходе негры-матросы. Они демонстрировали умение в одесских кабачках, отбивая тяжелыми башмаками дощатые полы «гамбринусов». Наши плясуны быстро переняли манеру ритмичного танца, но истолковывали степ по-своему — под чечетку. Так у нас степ и прозвали, сравнивая стем. Как беспрестанно тараторят женщины-болтушки (чечетка — мелкая птичка отряда вьюрковых, быстро и дробно клюющая зерно). Отцом «русской чечетки» является Николай Винниченко. В 1920-30-е годы на эстраде очень популярным был его номер «Black and White». Винниченко исполнял его в паре с негром-марокканцем до тех пор, пока тот не уехал к себе на родину. Популярность чечеточников была огромной. Это подтверждает и современный кинофильм «Зимний вечер в Гаграх», в котором актер Е. Евстигнеев играл прототип знаменитого в 1930-х годах чечеточника. Тогда степ был модным настолько, чтодаже известную русскую песню пели не иначе, как «Степ да степ кругом…»

После войны, в период так называемой «борьбы с космополитизмом» и джаз, и степ были запрещены как «тлетворное влияние Запада». Но энтузиасты сохранили этот вид танца, и в хрущевские времена смело вышли с ним на сцену, сразу же завоевав советскую эстраду.

Евгений Зернов

В конце 1950-х — начале 1960 х годов чечетка отбивалась целыми семьями: Зерновы и блистательная пара братьев Гусаковых, известных всем по фильмам «Карнавальная ночь» и «Девушка с гитарой».

11.01.2020

Ирландские танцы в с.Гатное. На базе танцевальной студии "Shall we dance" Ул. Виноградная 66-г.

Занятия для взрослых и детей.
Уровень для начинающих и продвинутых танцоров.


Справки по тел. 050-850-00-09

11.11.2019

Открыт новый набор в группу новичков на Оболоне.

Расписание занятий: среда 20.30-21.30, воскресенье: 10.30-11.30.


Запись в группы по тел. 050-850-00-09

20.09.2019

Открыт новый набор детей и взрослых по направлениям: ирландский танец, классический танец.

Занятия рядом с метро Дарница.


Запись в группы по тел. 050-850-00-09

05.09.2019

Новый зал для занятий танцами рядом с метро Дарница, адрес: ул. Юности 5 (гимназия 183 "Фортуна")!
Запись в группы по тел. 050-850-00-09

21.05.2019

Новый зал для занятий танцами: ул. Довженко 3 (от метро Шулявская 3 мин пешком!)

05.05.2019

Наша школа танцев открывает набор детей и взрослых по направлению современная и классическая хореография!
Занятия по танцам будут проходить территориально рядом с метро Оболонь и метро Дарница! Открыта предварительная запись у администратора по тел. 097-109-74-03!

10.12.2018

Набор в группы оздоровительной гимнастики (пилатес, йога, стретчинг, фитнес), программы похудения для взрослых, а также индивидуально.
Дневные и вечерние тренировки в зале на левом берегу Киева, рядом с метро Дарница.

Смотреть все новости >>>

Карта сайта